Тест для 9 класса, вариант 1

 
 
 

Задача 1. Решите уравнение:

2x + 7
-------= x + 3
1 - x

Решение. Домножим на знаменатель и упростим:

2x +  7 = (x + 3)(1 - x )
              2
2x + 7 = x - x  + 3 - 3x
2x + 7 = - x2 - 2x + 3
x2 + 4x + 4 =  0

(в этом выражении легко узнать полный квадрат)

      2
(x + 2 ) = 0;   x + 2 = 0;  x =  - 2

При x = -2, 1 - x = 1 - (-2) = 30, это решение подходит.

Ответ. x = -2.

Комментарий. Если не заметили полный квадрат, можно решать обычным способом, через дискриминант.

      2          2
D  = b -  4ac = 4  - 4 ⋅ 1 ⋅ 4 = 16 - 16 = 0
           - b   --4
x1 = x2 =  2a =   2  = - 2

Получаем то же единственное решение x = -2.

В любом случае, важно проверить, что для найденного решения знаменатель дроби (в исходном уравнении) не равен нулю.

Задача 2. Решите систему неравенств:

{3x +  2 > 5 - x

 x + 2 ≤  6x - 5

Решение.

{3x +  x > 5 - 2

 5 + 2 ≤ 6x -  x
{
 4x >  3
 7 ≤  5x
{4x >  3

 5x ≥  7
{
  x > 3
      47
  x ≥ 5
3
4 < 7
5 (например, потому что 3
4 < 1, а 7
5 > 1).

Изобразим решения неравенств на числовой оси (желтый и синий цвет соответственно).

PIC

Пересечение этих решений (зеленый цвет) даст решение системы.

Ответ. x 7
5.

Комментарий. Здесь после упрощения остается система из двух неравенств, направленных «в одну сторону». В таком случае одно из неравенств (x 75) оказывается «более сильным» и «поглощает» второе неравенство (x > 3
4), «более слабое» (понятно, что если x 7
5, то тем более x > 3
4). Это «более сильное» неравенство и остается в ответе.

Также можно использовать десятичные дроби и записать ответ как x 1.4.

Задача 3. Упростите выражение и найдите его значение при a = 4, b = √ --
  7 и c = -2:

 2
a----6a-+-9-:-a---3-
  2b + 8     bc + 4c

Решение.

 2                       2                           2
a----6a-+-9-:-a---3- =  a----6a +-9⋅bc +-4c = (a---3)-⋅(b +-4)c = (a---3)c
   2b + 8    bc + 4c      2b + 8     a - 3    2(b + 4)  a - 3        2

При a = 4 и c = -2:

(a - 3)c   (4 - 3) ⋅ (- 2)  - 2
--------=  --------------=  ---=  - 1
   2             2          2

Комментарий. Деление дробей сразу преобразуем в умножение. У первой дроби в числителе можно заметить квадрат разности, в знаменателе вынести 2 за скобку. В числителе второй дроби можно вынести c за скобку. Наконец, умножая дроби, можно сократить a - 3 и еще b + 4.

Задача 4. Найдите площадь изображенной на рисунке фигуры.

PIC

Решение. Площадь параллелограмма S = a h.
Основание a = 5 (сторона, идущая по вертикальной линии).
Высота h = 4 (красная горизонтальная линия).
S = a h = 5 4 = 20

Комментарий. Здесь нужно проявить некоторую нешаблонность мышления. Сначала опознать параллелограмм в необычном положении (нет пары сторон, идущих на рисунке горизонтально). А потом взять за основание параллелограмма сторону, идущую вертикально. Тогда высота будет идти горизонтально. Длины основания и высоты легко считаются по клеточкам.

Задача 5. Марсоход оснащен двумя независимо работающими антеннами для связи с Землей. Большая антенна будет исправно работать в течение года с вероятностью 0.65, а малая антенна – с вероятностью 0.92. Какова вероятность, что в течении года марсоход полностью потеряет связь с Землей?

Решение. Событие A - поломка большой антенны в течение года.
Событие B - поломка малой антенны в течение года.
Полная потеря связи с Землей в течение года - событие AB.

P (A ) = 1 - 0.65 = 0.35;  P(B ) = 1 - 0.92 = 0.08
P(AB  ) = P(A ) ⋅ P (B ) = 0.35 ⋅ 0.08 = 0.028

Ответ. P = 0.028.

Комментарий. События «антенна исправно работает» и «антенна сломалась» - противоположные. Вероятность одного из них можно получить, вычитая из 1 вероятность другого. Так мы находит P(A) и P(B).

Совместное осуществление событий A и B называется произведением этих событий и обозначается AB.

Антенны работают независимо, поэтому события A и B независимые. Тогда вероятность их произведения можно вычислить по формуле P(AB) = P(A) P(B).

Задача 6. Учитель задал на каникулы домашнее задание из большого числа однотипных задач. Вася решил все задачи за 5 дней, занимаясь по 2 часа в день. Петя решает за час на 2 задачи больше, чем Вася, поэтому он справился за 3 дня, занимаясь по 2.5 часа в день. Сколько задач решает Вася за час?

Решение. Пусть учитель задал N задач, Вася решает x задач в час. Тогда Петя решает x + 2 задачи в час.

Вася потратил на решение задач 5 2 = 10 часов, так что x 10 = N.

Петя потратил 3 2.5 = 7.5 часов, так что (x + 2) 7.5 = N.

Приравняем:

x ⋅ 10 = N = (x + 2) ⋅ 7.5
x ⋅ 10 = (x + 2) ⋅ 7.5
10x = 7.5(x + 2)
20x =  15(x + 2)
20x = 15x + 30
5x = 30;   x = 6

Ответ. 6 задач в час.

Комментарий. Эта задача - про работу и производительность труда. Здесь можно использовать формулу V = p t, где V - объем работ, p - производительность, t - время. Объем работ мы измеряем в задачах (обозначим за N количество задач), а производительность - в задачах в час.

Из формулы V = p t берется x 10 = N и (x + 2) 7.5 = N. Можно приравнять эти два выражения для N, исключить N и получить уравнение с одной неизвестной x. Решая его, получим ответ.

Логично обозначить буквой x производительность Васи, которую надо найти. А уже через нее выразить производительность Пети.