Тест для 9 класса, вариант 4

 
 
 

Задача 1. Решите уравнение:

6 + 4x - x2
------------=  5 - x
   x + 3

Решение. Домножим на знаменатель и упростим:

          2
6 + 4x - x  = (5 - x)(x + 3)
          2               2
6 + 4x - x  = 5x +  15 - x -  3x
6 + 4x - x2 = - x2 + 2x + 15
6 + 4x = 2x + 15
4x - 2x = 15 - 6;   2x = 9;  x =  4.5

При x = 4.5, x + 3 = 4.5 + 3 = 7.50, это решение подходит.

Ответ.x = 4.5.

Комментарий. Все квадраты неизвестного сокращаются, и уравнение из квадратного становится линейным.
В любом случае, важно проверить, что для найденного решения знаменатель дроби (в исходном уравнении) не равен нулю.

Задача 2. Решите систему неравенств:

{ 7 - 4x < 2x + 4

  9x -  2 ≤ x + 3

Решение.

{ 7 - 4 < 2x + 4x

  9x -  x ≤ 3 + 2
{
 3 < 6x
 8x ≤  5
{
 6x >  3
 8x ≤  5
{ x > 1
      25
  x ≤ 8
1
2 = 4
8 < 5
8.

Изобразим решения неравенств на числовой оси (желтый и синий цвет соответственно).

PIC

Пересечение этих решений (зеленый цвет) даст решение системы.

Ответ. 1
2 < x 5
8.

Комментарий. После упрощения остается система из двух неравенств, направленных «в разные стороны». Обычно (и в данном случае тоже) решения неравенств будут пересекаться на неком промежутке.

Также можно использовать десятичные дроби и записать ответ как 0.5 < x 0.625.

Задача 3. Упростите выражение и найдите его значение при p = 1, q = 6 и r = √ ---
  10:

9p2 + 6p + 1  3p + 1
-------------:-------
  3qr - 2q    9r - 6

Решение.

9p2 + 6p + 1  3p + 1    9p2 + 6p + 1 9r - 6    (3p + 1)2 3(3r - 2)   (3p + 1) ⋅ 3
-------------:-------=  ------------⋅-------=  ---------⋅--------- = -----------
  3qr - 2q    9r - 6      3qr - 2q   3p + 1    q(3r - 2)  3p + 1          q

При p = 1 и q = 6:

(3p-+-1) ⋅-3  (3-⋅ 1 +-1) ⋅ 3 4-⋅ 3
     q      =       6      =   6   = 2

Комментарий. Деление дробей сразу преобразуем в умножение. У первой дроби в числителе можно заметить квадрат суммы, в знаменателе вынести за скобку q. В числителе второй дроби можно вынести 3 за скобку. Наконец, умножая дроби, можно сократить 3p + 1 и еще 3r - 2.

Задача 4. Найдите площадь изображенной на рисунке фигуры.

PIC

Решение. Площадь треугольника S = 12ah.
Основание a = 3√ --
  2 («верхняя правая» сторона).
Высота h = 3√2-- (красная линия из «нижней левой» вершины).

     1      1   √ --  √ --  1
S =  -ah  = --⋅ 3 2 ⋅ 3 2 = --⋅ 18 = 9
     2      2               2

Комментарий. Здесь нет удобной стороны, идущей по линиям сетки (горизонтально или вертикально). Но есть неплохой вариант - сторона, идущая под углом 45 к линиям сетки. Она пересекает 3 клетки по диагонали, а диагональ клетки равна √--
 2. Высота к этой стороне тоже идет под углом 45 к линиям сетки.

Задача 5. Вася и Петя учатся в одном классе. Утром они собираются в школу независимо друг от друга. К первому уроку Вася приходит вовремя с вероятностью 0.25, а Петя – с вероятностью 0.76. Сегодня первый урок ведет строгий учитель, который не пускает опоздавших в класс. С какой вероятностью Вася и Петя вместо урока будут весело болтать в коридоре?

Решение. Событие A - Вася опоздал к первому уроку.
Событие B - Петя опоздал к первому уроку.
Вася и Петя вместо урока болтают в коридоре - событие AB.

P (A ) = 1 - 0.25 = 0.75;  P(B ) = 1 - 0.76 = 0.24
P (AB ) = P (A) ⋅ P (B) = 0.75 ⋅ 0.24 = 0.18

Ответ. P = 0.18.

Комментарий. События «ученик опоздал на урок» и «ученик пришел на урок вовремя» - противоположные. Вероятность одного из них можно получить, вычитая из 1 вероятность другого. Так мы находит P(A) и P(B).

Совместное осуществление событий A и B называется произведением этих событий и обозначается AB.

Вася и Петя собираются в школу независимо, поэтому события A и B независимые. Тогда вероятность их произведения можно вычислить по формуле P(AB) = P(A) P(B).

Задача 6. На двух соседних дачах завелось одинаковое количество мышей. На одну дачу привезли кота Барсика, который переловил всех мышей за 4 дня. На вторую дачу привезли кота Маркиза, и он справился за 2.5 дня. За день Барсик ловит на 3 мыши меньше, чем Маркиз. Сколько мышей за день ловит Маркиз?

Решение. Пусть на каждой даче завелось N мышей.

Пусть Маркиз ловит x мышей в день. Тогда x 2.5 = N.

В таком случае Барсик ловит x - 3 мыши в день и (x - 3) 4 = N.

Приравняем:

x ⋅ 2.5 = N = (x - 3) ⋅ 4
x ⋅ 2.5 = (x - 3 ) ⋅ 4
2.5x =  4(x - 3)
5x =  8(x - 3)
5x = 8x - 24
24 = 3x;   x = 8

Ответ. 8 мышей в день.

Комментарий. Эта задача - про работу и производительность труда. Здесь можно использовать формулу V = p t, где V - объем работ, p - производительность, t - время. Объем работ мы измеряем в мышах, а производительность - в мышах в день.

Из формулы V = p t берется x 2.5 = N и (x - 3) 4 = N. Можно приравнять эти два выражения для N, исключить N и получить уравнение с одной неизвестной x. Решая его, получим ответ.

Логично обозначить буквой x производительность Маркиза, которую надо найти. А уже через нее выразить производительность Барсика.