Тест

I

  • Сколько существует четырёхзначных чисел, не делящихся на 1000, у которых первая и последняя цифры чётные?
  • Решить систему уравнений в целых числах: {xy  + z = 94

  x + yz = 95
  • При каких целых значениях параметра c уравнение √ ------
  x - 2 + √ ------
  7 - x = c имеет хотя бы один корень?
  • Дедушка с внуком пошли кататься на лыжах. Отец знает, что по ровному месту оба едут со скоростью 7 км/ч; под году дедушка едет 8 км/ч, а внук - 20 км/ч; в гору дедушка едет 6 км/ч, а внук - 4 км/ч. Оба проехали по одному и тому же маршруту. Может ли отец определить, что больше: протяженность подъемов или протяженность спусков, если первым вернулся дед?
  • Решить неравенство:
      2              2
|x -  7x + 2| ≤ |x  + 5x - 2|

II

  • Каких чисел от 1 до 1000000 больше: тех, в записи которых есть единица или тех, в записи которых она не встречается?
  • Решить систему уравнений в целых числах: (   2
|{ x  =  y - 1
  y2 =  z - 1
|(  2
  z  = x - 1
  • При каких значениях k число 2 находится между корнями уравнения
    2x2 -1
2x + (k - 3)(k + 5) = 0, не совпадая ни с одним из них?
  • Дедушка с внуком пошли кататься на лыжах. Отец знает, что по ровному месту оба едут со скоростью 7 км/ч; под году дедушка едет 8 км/ч, а внук - 20 км/ч; в гору дедушка едет 6 км/ч, а внук - 4 км/ч. Оба проехали по одному и тому же маршруту. Может ли отец определить, что больше: протяженность подъемов или протяженность спусков, если первым вернулся внук?
  • Решить неравенство:
      2
|x----5x-+-4-|≤ 1
  |x2 - 4|

 

Решения

I

  • Первая цифра числа может быть любой из четырёх (2,4,6 или 8), вторая и третья – любой из десяти каждая, а четвёртая, если отказаться от условия ”не делящихся на тысячу”, - любой из пяти ( 0,2, 4,6 или 8). Следовательно, четырёхзначных чисел, в записи которых первая и последняя цифры чётны, всего имеется 4+10+10+5= 2000; так как среди них четыре числа (2000, 4000, 6000, 8000) делятся на 1000, то чисел, удовлетворяющих условию задачи, окажется 2000 – 4 = 1996.
  • Вычтя из второго уравнения первое, получим
    x - z + yz - xy = x -  z + y (z - x ) = (x - z )(1 - y) = 1.
    По условию, x, y, z - целые, тогда возможны два случая:
    • x - z = 1, 1 - y = 1. Т.е. y = 0. Подставив значение y в систему, получим: z = 94, x = 95
    • x-z = -1 , 1-y = -1, т.е. z = x+1, y = 2. Подставив в первое уравнение системы найденные значения, получим: 2x + x + 1 = 94, x = 31. Отсюда z = 32.

    Ответ: x = 95, y = 0, z = 94 или x = 31, y = 2, z = 32.

  • ОДЗ: x [2; 7], c > 0.
    Возведём в квадрат обе части уравнения: x- 2 + 2∘ --------------
  (x - 2)(7 - x) + 7 -x = c2,  тогда 2∘ --------------
  (x - 2)(7 - x) = c2 - 5, c2 5, возведём еще раз в квадрат, раскроем скобки, перенесём все в левую часть и получим квадратное уравнение относительно x:
    4x2 - 36x + c4 - 10c2 + 81 = 0.
    Так как это уравнение должно иметь корни, то D 0:
    362 - 16(c4 - 10c2 + 81) ≥ 0
    4      2
c - 10c  ≤ 0
     2
c  - 10 ≤ 0.
    Следовательно, -√ ---
  10 c √ ---
  10. Тогда √ --
  5 c √ ---
  10, c = 3.
  • Обозначим протяжённость подъёмов через x, а протяжённость спусов через y. Ровное место можно не учитывать, так как на нём скорости внука и деда одинаковы. Тогда время деда равно
    x-+ x-,
6   8
    а время внука равно
    x-   y--
4 +  20.
    Раз первым вернулся дед, то
    x   x    x    y
--+ --<  --+ ---.
6   8    4   20
    Тогда 9y < 10x, при этом может быть что угодно: y < x, например y = 8, x = 9; y = x, например, y = x = 9; y > x, например y = 11, x = 10.
  • Перенесем в одну сторону оба модуля: |x2 - 7x + 2|-|x2 + 5x- 2|≤ 0. Это неравенство равносильно
    (x2 - 7x + 2 - x2 - 5x + 2)(x2 - 7x + 2 + x62 + 5x - 2) ≤ 0.
    (- 12x + 4)(2x2 - 2x ) ≤ 0
    (3x -  1)(x - 1 )x ≥  0.
    С помощью метода интервалов определим необходимые промежутки.
    Ответ: x [0; 1
3] [1; +)

II

  • Подсчитаем количество чисел от 1 до 999999 (число 1 000 000 содержит единицу, его сразу отбросим), в записи которых нет единиц. Каждую цифру можно выбрать 9 способами (любая цифра кроме 1), поэтому все 6 цифр (по правилу произведения) можно выбрать 96 способами (если в числе до значащих цифр стоят нули, мы их просто отбрасываем). При этом один вариант (000000) нужно убрать, так как число 0 не рассматривается. Получаем всего N = 96-1 = 531440 чисел. Так как всего чисел 1 000 000, то видно, что чисел без единицы среди чисел от 1 до 1 000 000 больше, чем тех, в записи которых единица есть.
  • Пусть x - чётно, тогда y - нечётно, а тогда z - чётно и x - нечётно. Получили противоречие. Аналогично, если предположить, что x - нечётно.
    Ответ: Система не имеет решений в целых числах.
  • Домножим все уравнение на 2 и раскроем скобки:
    4x2 - x + 2(k2 + 2k - 15) = 0.
    Напишем корни неравенство на корни уравнения из условия:
       ∘  ---------------------          ∘  ---------------------
1 ----1 --32(k2 +-2k---15)-      1-+----1 --32(k2 +-2k --15)
            8              < 2 <              8             .
    Раскроем скобки и преобразуем в систему неравенств: {  √ -----------------
  -  481 - 64k -  32k2 < 15
   √ ----------------2
     481 - 64k -  32k  > 15. Первое неравенство выполняется для любых k, удовлетворяющих ОДЗ для корня. Рассмотрим второе неравенство, возведём его в квадрат и сократим на 32: k2+2k-8 < 0, тогда, решив квадратное неравенство, получим -4 < k < 2.
  • Обозначим протяжённость подъёмов через x, а протяжённость спусов через y. Ровное место можно не учитывать, так как на нём скорости внука и деда одинаковы. Тогда время деда равно
    x-+ x-,
6   8
    а время внука равно
    x-+  y-.
4    20
    Раз первым вернулся внук, то
    x-+ x->  x-+ -y-.
6   8    4   20
    Тогда 9y > 10x, тогда y > x, то есть протяжённость подъёмов меньше протяжённости спусков.
  • Заменим неравенство на равносильное
    {
  |x2 - 5x + 4| - |x2 - 4| ≤ 0
                   2
                 |x  - 4| ⁄= 0.
    {
  (x2 - 5x + 4 - x2 + 4)(x2 - 5x + 4 + x2 - 4) ≤ 0

                                   x ⁄=  - 2, x ⁄= 2
    {
  (5x - 8)(2x - 5)x ≥ 0

         x ⁄= - 2, x ⁄= 2.
    При помощи метода интервалов определим промежутки.
    Ответ: x [0; 85] [52; )